История искусства Энергетика Локальные компьютерные сети Начертательная геометрия и инженерная графика Курс физики Задачи примеры решения Математика лекции и примеры решения задач Электротехника расчет цепей Информатика
Геометрический аппарат проецирования

Основные законы начертательной геометрии

Одной из главных задач курса ''Инженерной графики" является обучение быстрому и качественному чтению чертежей деталей и сборочных узлов. Графическая работа "Сборочный чертеж" включает в себя несколько этапов:

Метрические задачи

Классификация метрических задач (определение углов и расстояний)

Решения метрических задач основаны на применении практически всех предыдущих разделов курса начертательной геометрии. Включая прежде всего взаимопринадлежность и пересечение геометрических фигур, параллельность и перпендикулярность и способы преобразования комплексного чертежа. Аксонометрические проекции Аксонометрические изображения довольно широко применяются в конструкторской работе. Это объясняется тем, что они обладают большой наглядностью и сравнительно простым построением. Особое значение приобретают аксонометрические изображения еще и потому, что в наши дни все большее внимание уделяется вопросам эстетики промышленных форм, внешнего вида изделий (дизайну).

Поскольку алгоритмы всех разновидностей метрических задач приведены в рабочих тетрадях, то ограничимся их простым перечислением:

Определение расстояний:

1) Между точками.

2) От точки до прямой линии.

3) Между параллельными прямыми.

4) От точки до плоскости.

5) От прямой до плоскости.

6) Между плоскостями.

7) Между скрещивающимися прямыми.

Определение углов:

1) Между пересекающимися прямыми.

2) Между скрещивающимися прямыми.

3) Между прямой и плоскостью.

4) Между плоскостями.



Примеры решения метрических задач

Простейшие метрические задачи приводились при изучении отдельных предыдущих разделов курса. Теперь рассмотрим несколько относительно сложных задач с применением и почти без применения способов преобразования комплексного чертежа.

Пример1 (Рис.69) Определить расстояние от точки  до отрезка  без преобразования чертежа (кроме заключительной части задачи). Абсолютно жесткий брус АС прикреплен в точке А к неподвижному шарниру, а в точке В поддерживается стальным стержнем ВD.

По ходу решения задачи необходимо выполнить три вещи: задать необходимый перпендикуляр, пересечь его с отрезком  и определить его натуральную величину этого перпендикуляра.

Задать перпендикуляр – значит найти его точку пересечения с отрезком. С отрезком   общего положения. В этом случае перпендикуляр не окажется линией уровня. Поэтому теорема о трех перпендикулярах здесь не поможет. Обратимся к другому пути решения.

Из точки  можно проводить бесконечное множество прямых, перпендикулярных к отрезку . Но только один из них имеет шансы пересечь отрезок в некоторой точке . Построить точку  можно как результат пересечения отрезка  с плоскостью , содержащей в себе упомянутые перпендикуляры.

Остается определить длину перпендикуляра  любым способом преобразования чертежа или способом прямоугольного треугольника в данной задаче используем способ вращения вокруг проецирующей прямой.

Решение:

1)

2) : , – посредник.

 

 

3)   – перпендикуляр.

4) – ответ.

 

Задачами дисциплины являются: сформировать у студентов знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций; овладение навыками и правилами оформления чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД, шрифтами и условными обозначениями, применяемыми при оформлении графических документов; развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью студентов; обучить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами; грамотное использование чертежных инструментов, приборов и приспособлений с целью построения и оформления чертежей.
Метод концентрических сфер