Великое пробуждение Истоки христианского искусства

Великое пробуждение Греция. VII-V века до н.э.

Среди этих греческих городов-государств (полисов) наибольшего процветания достигли Афины в Аттике; они же сыграли важнейшую роль в художественном развитии.

Живописцам принадлежит крупнейшее из всех открытий - открытие перспективных сокращений.

Свойствами простоты и ясного членения форм отмечен и греческий строительный стиль, возникший в те далекие времена и, как это ни удивительно, бытующий и по сей день в наших городских и сельских местностях.

Произведений, составивших славу Фидия, более не существует.

Два величайших создания Фидия - статуя Афины и статуя Зевса в Олимпии - безвозвратно утрачены, но храмы, в которых они находились, вместе со скульптурным декором, отчасти сохранились.

При раскопках в Олимпии из-под земли извлекли пьедесталы, но стоявшие на них статуи исчезли.

Подобные работы считались рядовыми, они даже не упоминались писателями античности, и остается только гадать, что мы потеряли с утратой таких прославленных шедевров, как Дискобол (Метатель диска), созданный современником Фидия, афинским скульптором Мироном.

На илл. 56 и 57 показаны фрагменты фриза, опоясывающего внутреннюю часть (целлу) здания.

Напомним, что вазописцы шли вслед за пролагавшими новые пути великими мастерами.

Царство прекрасного Греция и греческий мир. IV век до н.э. - I век н.э.

Статуи Фидия славились по всей Греции как воплощенные образы богов.

На протяжении столетий художники постепенно наполняли соками жизни древние сосуды.

Конечно, в таком методе постепенного наполнения схематичного каркаса живой, дышащей плотью реальности была и обратная сторона. Он вел к созданию убедительных человеческих типов, но как быть с индивидуальными характерами?

Созданная Александром империя сыграла исключительную роль в истории греческого искусства, поскольку изобразительный язык, ранее бывший достоянием нескольких малых городов, теперь распространился на полмира.

В этот период были созданы произведения, впоследствии признанные классическими. Когда в 1506 году открыли скульптурную группу Лаокоона (илл. 69), художники и любители искусства были покорены ее трагической выразительностью.

В этой атмосфере богатые люди стали собирать художественные произведения, оплачивая огромными суммами добытые оригиналы и заказывая копии недоступных шедевров.

В эллинистический период, когда Феокрит и другие поэты стали воспевать прелести пастушеской жизни, художники также принялись удовлетворять запросы пресыщенных горожан картинами сельской местности.

Покорители Мира Римляне, буддисты, иудеи и христиане. I—IV века

Наиболее существенные особенности римской архитектуры вытекают из применения арок.

Как правило, римляне делали отдельные заимствования из греческой архитектуры и применяли их к своим нуждам.

Мы видим, как римские легионеры сражаются, добывают пропитание и побивают противника (илл. 78).

В далекой Индии римские героические хроники оказали влияние на художников, иллюстрировавших историю мирного завоевания, историю Будды.

Наконец, еще одна восточная религия - иудаизм - также вступила на путь переложения священной истории на изобразительный язык в целях наставления верующих.

Истоки христианского искусства восходят к более далекому времени, чем приведенный рельеф, но в самых ранних памятниках Иисус никогда не изображался.

В период заката и падения Римской империи это смещение акцентов проявилось не только в религиозном искусстве.

Расхождение путей Рим и Византия. V-XIII век

На первых порах художники еще прибегали к римским приемам изобразительного повествования, однако со временем они все больше отвлекались от деталей, сосредоточиваясь на самом существенном.

Вопрос о назначении искусства, его месте в церковных сооружениях сыграл важную роль во всей европейской истории.

Рассматривая мозаики, созданные греческими мастерами на Балканах и в Италии, мы увидим, что в этой восточной империи обрели новое звучание древневосточные традиции грандиозности и монументальности.

Взгляд на восток Страны мусульманского мира. Китай. II-ХIII века.

Миниатюрные иллюстрации к романам, притчам, историческим повестям, создававшиеся начиная с XIV века в Персии, а затем и в Индии периода правления мусульманской династии Великих Моголов, показывают, какие существенные уроки вынесли художники из предписанной им практики отвлеченного формотворчества.

Художники избегали прямых и ломаных линий, характерных, например, для египетского искусства; их влекли мягко изгибающиеся, волнообразные очертания.

Пожалуй, еще более сильный заряд получило китайское искусство от буддизма.

Связь китайского искусства с религией проявилась не столько в изображении эпизодов из жизнеописания Будды, иллюстрировании доктрин и притч вероучителей, сколько в том, что художественное произведение поддерживало и стимулировало медитативные практики.

Изобразительные правила выводились не из наблюдения натуры, а из изучения работ великих предшественников.

Есть нечто пленительное в сдержанности китайского искусства, в намеренном самоограничении несколькими непритязательными природными мотивами.

Решение типовых задач по математике и физике