Формирование поясняющей информации

Первобытное и «примитивное»
искусство
Истоки христианского искусства
Индия и Китай Западная Азия
Эллада
Древнехристианская эпоха
Магометанское искусство в Индии
Дальнейшее развитие христианства
в Европе
Архитектура Запада
Романский стиль. Готика
Италия в эпоху возрождения
Фламандская и Голландская школы
Современные интерьеры
общественных зданий
Эмоциональный потенциал
архитектуры
История искусства
Об условном развитии
пространства
О масштабе и образе
Форма, материал, цвет
О  компонентах интерьера
Язык архитектуры
Дизайн архитектурной среды
Стиль модерн Ар Нуво
Промышленные выставки
Искусство Западная Европа
Искусство Россия
Архитектура и скульптура
Живопись Россия
Импрессионизм
Эпоха Возрождения
Искусство Испании
Искусство Голландии
Европа и Россия XVIII век
Формирование
История искусства
  • Доисторическая эпоха
  • Изображении божеств Египта
  • Индия и Китай Буддизм
  • Западная Азия
  • Искусство у египтян, вавилонян и персов
  • Архитектура
  • Жертвоприношение Ифигении
  • При раскопках Помпеи
  • Культ Аполлона
  • Регалии древних царей Рима
  • Идеи христианства
  • Расцвет древнехристианского искусства
  • Сасаниды
  • Постройки Индии
  • В Михайловском храме
  • Лобное место
  • Первые мастера и живописцы
  • Одежда XI—XVII веков
  • Возрождение Италии
  • Микеланджело
  • Тициан Вечеллио
  • Брабантская школа фламандцев
  • Директория и империя
  • Эпоха петровских преобразований
  • Кандинский — теоретик искусства
    Математика
    Математический анализ
    Математика лекции и примеры решения задач
    Векторная алгебра
    Интеграл Фурье
    Вычисление интегралов
    Поверхностный интеграл первого рода
    Матрицы и определители
    Типовые расчеты по математике
    Расчет электрических цепей
    Электротехника
    Курс физики кинематика Задачи
    Методы расчета сложных цепей
    Физика Задачи примеры решения
    Электротехника расчет цепей
    Задачи по электротехнике
    Примеры решения задач
    к контрольной работе
    .
    Мащиностроительное черчение
    Начертательная геометрия
    Черчение
    Техническая механика
    Инженерная графика
    Информатика
    Локальные компьютерные сети
    Базы данных Access
    Информационные сети
    Аппаратура передачи данных
    Доступ к корпоративным
    базам данных
    Локальные и глобальные сети
    Информатика
    Администрирование баз
    данных
    Атомные станции
    Воздействие радиации на человека
    Экология энергетики
    Энергетика

    Существуют две причины, которые побуждают разработчиков экспертных систем делать их по возможности "прозрачными" для пользователя. Под прозрачностью при этом понимается способность системы объяснить пользователю, почему принято именно такое решение, вследствие каких рассуждений система пришла к тому или иному выводу.

    • Клиент, который обращается к экспертной системе за советом, должен знать, на основе каких логических доводов этот совет был сформирован. Только получив исчерпывающую информацию о ходе рассуждений, клиент может с доверием отнестись к полученному совету, поскольку за последствия неверно принятого решения расплачиваться придется не столько "советчику", сколько чересчур доверчивому клиенту.
    • Инженер, обслуживающий экспертную систему, должен быть уверен в правильности работы всех подсистем, а проверить это он может, только получив от экспертной системы всю возможную информацию о ходе рассуждений в процессе решения задач.
  • Исследователи пришли к заключению, что автоматическое формирование пояснений требует доступа к модели предметной области точно так же, как и извлечение знаний
  • Процесс выполнения консультаций в экспертной системе, использующей обратную цепочку логического вывода, включает поиск в дереве целей
  • Система EMYCIN (Empty MYCIN — пустая MYCIN) представляет собой оболочку, созданную на базе системы MYCIN [van Melle, 1981]. Идея состояла в том, чтобы удалить из системы MYCIN базу знаний и создать таким образом систему, сохраняющую все функциональные возможности MYCIN, которую в дальнейшем можно наполнять знаниями из той или иной предметной области
  • В результате исследователи и разработчики экспертных систем в 1980-х годах задумались над тем, как объединить порождающие правила с фреймами, которые могли бы предоставить необходимую информацию о контексте. Во фреймах могут быть представлены важные отношения между данными и гипотезами, которые не нашли отражения в порождающих правилах.
  • Эйкинс (Aikins) также обратила внимание на то, что отчетливо выраженная модульность и единообразие порождающих правил имеет и обратную сторону. Большинство наборов правил обладает неявно выраженной группировкой, которая существует либо в виде определенного порядка индексации, скрытой в интерпретаторе
  • Один из способов дополнить и расширить возможности формирования пояснений в системах, базирующихся на представлении знаний в виде фреймов, — добавить в них возможность формирования изображений. В системе JETA [Abu-Hakima et al., 1993] привычный текстовый интерфейс, подобный тому, который использовался при формировании пояснений в системе CENTAUR, был дополнен изображениями диаграмм в виде схем и графов.
  • В этом разделе будет рассмотрен достаточно радикальный подход к формированию пояснений в экспертных системах, который предполагает представление соответствующих знаний в явной форме и хранение их отдельно от знаний, необходимых для решения проблем в предметной области.
  • Модель предметной области содержит сведения, касающиеся специфики области приложения экспертной системы, в частности сведения о причинно-следственных связях и систематике объектов в этой области. Эта концепция достаточно близка тому, что Кленси (Clancy) назвал "структурным знанием" Вычислить массу дуги кривой ( ) при заданной плотности : Справочный материал и примеры к выполнению контрольной работы по математике
  • Система XPLAN создавалась в рамках проекта Explainable Expert Systems (EES) [Heches et al, 1985], [Moore, 1995]. Идея этого проекта вполне созвучна существующей в настоящее время тенденции группировать и представлять в явном виде знания различного вида.
  • Сценарии могут помочь в представлении шаблонов сообщений, но не учитывают возможности представления более субъективных вещей вроде информации о тех соображениях, которые побудили систему выполнить определенную манипуляцию с переменными или задать вопрос пользователю.
  • Указанные возможности продемонстрированы в этой главе на примере программы CENTAUR, в которой используются иерархия фреймов для отслеживания контекста применения порождающих правил и список актуальных задач для управления порядком анализа гипотез.
  • Почему формирование пояснений в системах, основанных на порождающих правилах, упрощается, если разделить используемые правила на группы по назначению?
  • Решение типовых задач по математике и физике