Современные интерьеры зданий Эмоциональный потенциал архитектуры О развитии пространства О масштабе и образе Форма, материал, цвет Творчество в проектировании О компонентах интерьера

Интерьеры античности и возраждения в Италии

Созданию капеллы Нации предшествовало работа над Воспитательным домом, куполом Флорентийского собора, церковью и сакристией Сан-Лоренцо, где мастер последовательно решал поставленные композиционные задачи, добиваясь совершенства путем закрепления творческих находок.

Корнель Фабрици, отмечая выдающуюся роль Флорентийского купола в архитектуре Возрождения, справедливо считает, что восьмигранная форме барабана предопределила общее неудачное впечатление, и резко критикует интерьер, «безобразную нерасчлененную форму круглого восьмигранного свода» и рассеянный свет сквозь круглые окна, совершенно недостаточный для обширного помещена . Действительно, когда посетитель попадает в подкупольное пространство собора, он ощущает неустроенность этого грандиозного пространства, даже пустоту. Громадные размеры его не воспринимаются в натуре.

Неорганизованность внутреннего пространства собора можно объяснить, в частности, аморфной нерасчлененностью внутренней поверхности купола, отсутствием масштабного перехода от громадных размеров сооружения к человеку. Этим обусловлена его тяжесть, невозможность прочтения формы, невыявленность размеров. Все это связано непосредственно с пластической разработкой самого купола.

Неудачное решение интерьера можно объяснить также и несопоставимостью протяженного трехнефного храма с центрическим подкупольным пространством. Осевое построение храма вдруг неожиданно обрывается, уступая место центрическому нерасчленному гигантскому подкупольному пространству. Контраст двух разных пространственных построений переходит за грань возможного. Казалось бы, подкупольное пространство должно быть главным в интерьере, так же как купол главенствует над всем городом. Однако этого не получилось. Значительность выразительного протяженного пространства средневекового храма настолько велика, что оно не подготавливает восприятия купола, а берет все внимание на себя. Купол же настолько велик, что не может подчиниться развивающемуся ритму опор протяженного нефа. Таким образом, несоответствие, несочетаемость двух самостоятельных архитектурных систем — еще одна из причин неудачи мастера. Деление отрезка прямой линии в заданном соотношении

Брунеллески не мог не заметить ошибки, но исправить что-либо не имел возможности. Все силы его были сосредоточены на решении серьезных инженерных задач. Многое же, например внутренние очертания купола в плане, было уже предопределено. Только в последующих постройках мастера намечается новая самостоятельная линия в решении интерьера.

Для уяснения связей между организацией пространства и восприятием интерьера человеком особенно убедительно сравнение сакристии Сан-Ло-ренцо и капеллы Пацци.

В курсе начертательной геометрии изучаются:

Решение типовых задач по математике и физике