промышленные выставки Хрустальный дворец Дворец промышленности Эйфелева башня Дворец машин инженерный стиль архитектурный стиль Готтфрид Земпер Рескин Искусства и ремесла русской инженерной школы Охтинский мост

Традиционные культурные площадки - музей, театр, библиотека, концертный зал и выставочный зал - уходят корнями в глубокую древность. Современную институциональную форму они приобрели в основном в XVIII веке, в Эпоху Просвещения, а в XIX веке, в апогее промышленной революции, эти учреждения превратились уже в некие храмы, охраняющие культуру от разрушительного давления чуждой ей реальности. Тема враждебности индустриального и культурного проходит через весь XIX и первую половину ХХ века, через романтизм, реализм и большинство ответвлений модернизма.

Выступая  против буржуазной действительности, Рескин все время подчеркивал уродливость контрастов богатства и бедности, индустриализации городов и заброшенность сельских мест, гибельного роста новой предметной среды и оскудения природы. Он боролся не против техники как таковой, а против оправдания сопутствующих ей неудобств и лишений, намного опередив в этой полемике свое время. Машина подвергалась им критике, поскольку она вытеснила здоровое физическое упражнение и мастерство рук и глаза, необходимые для совершенства всякой работы. Машина может быть лишь помощником человека. Инженеры,  создавая двигатели, должны опираться на естественные и постоянно восполняющиеся силы природы, такие, как ветер и вода, а не на паровые машины, требующие громадной, ужасающей посвоим последствиям траты топлива и уродующие города отвалами шлака, которые никогда не станут естественным включением в природу. Однако, полагал он, в будущем, с массовым использованием электричества, все может измениться.

Когда в 1851 году в центре Лондона был возведен Хрустальный дворец, Рескин очень скептически отнесся к его внешнему виду, назвав гигантским парником, украшенным двумя трубами. Еще больше он возмутился при переводе этого здания в Сидонхемд (предместье Лондона), считая, что Хрустальный дворец испортил пейзаж. Туда приезжало множество людей, которые вытаптывали траву и безжалостно портили окружение. Обеспокоенность Рескина  последствиями ничем не ограниченного вмешательства людей в природу смыкается с современными положениями экологической эстетики.

Рескину было свойственно широкое культурологическое прочтение явлений искусства, взятых в контексте всей материальной культуры. Он, например, доказывал, что памятники архитектуры прошлого могут рассматриваться не только как шедевры искусства и не только как исторические свидетельства, но и как выражение эстетических взглядов народа. Сейчас это не вызывает сомнений, но Рескину приходилось подчеркивать, что читать здание можно так же, как мы читаем Мильтона или Данте, и получать такое же удовольствие от созерцания камней, как и от стихотворных строф.

Рескин не признавал продукцию массового производства и призывал вернуться к ремеслам. Вдохновлял его на эти призывы романтический взгляд на средневековье. Он отрицал, как совершенно надуманное разделение искусства на так называемое чистое и декоративное, ссылаясь на то, что великое творение Микеланжело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью. В возрождении ремесел Рескин надеялся найти альтернативу ужасающему его фабричному производству, а также возможность повысить эстетическую ценность обычных предметов быта.

Он призывал ремесленников и архитекторов вернуться к природным формам, отрицая ценности викторианской культуры и предвосхищая таким образом работы архитекторов "ар нуво" - Орта, Гимара и Гауди.

Викториа?нская эпо?ха — период царствования Виктории (1837-1901), королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии. Характерными чертами эпохи стали промышленная революция и развитие капитализма, а также строгий моральный кодекс английского общества, закрепивший консервативные ценности, рост колониальной экспансии Англии в Азии и Африке. Типичными писателями викторианской эпохи являются Конан Дойл, Редьярд Киплинг, Роберт Льюис Стивенсон, Льюис Кэрролл.

Решение типовых задач по математике и физике