Утопические проекты архитекторов строительство клубов

А в воздухе витают: фрейдисткие идеи, коллективное бессознательное Юнга, фр. экзистенцализм. Ротко не увлекался серьезно ни одним из этих течении. Из Европы, бегут от 2 мировой воны художники-сюрреалисты и мифотворцы : Макс Эрнст, С. Дали, Андре Масон, Марк Шагал. В такой динамичной атмосфере складывается школа абстрактного экспрессионизма - Нью-Йоркская школа (Джексон Полок, Уильям де Куннинг, Арчил Горки, Ганс Хоффман, Клиффорд Стилл, Роберт Мозервелл, Адольф Готтлиб, Марк Ротко). Всех их объединяет стремление обнаружить первоистоки творчества и трагедии человеческого существования в самих себе - в темных глубинах собственного подсознания.

ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА – условное название сложившегося к концу 1950-х круга российских поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, и куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, а также художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, художник и поэт Лев Кропивницкий, сын Е.Л.Кропивницкого. Круг этот складывался постепенно и спонтанно, в творчестве выступали на первый план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой: Для «лианозовцев» был характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка.

Решающую роль в становлении «школы», по крайней мере, на начальном этапе, сыграл Е.Кропивницкий, который стал духовным учителем для Холина и Сапгира. Он был своеобразной личностью, органично соединявшей лиризм и скепсис, прирожденным наставником, пробуждавший дремлющий талант, помогавший понять человеку его собственную натуру. Влияние оказывала и сама жизнь учителя.

Е.Кропивницкий был напрямую связан с культурой «серебряного века», среди его друзей – поэт и переводчик Арсений Альвинг, пропагандировавший поэзию И.Ф.Анненского, поэт и переводчик Юрий Верховский, поэт Филарет Чернов, художники Павел Кузнецов, Роберт Фальк, Александр Тышлер.

Все это отразилось и на живописной эстетике Е.Кропивницкого, и на его поэтике. Отказавшись в 1930-х от своей прежней литературной манеры, он уничтожил большинство созданных до этого стихов.

Он подчеркнуто называл себя «поэтом окраины и мещанских домиков». Стихи его, предельно конкретизированные, насыщенные точными, как будто избыточными деталями, запечатлели жизнь этой самой окраины, где ничего не укроется от соседских глаз, да никто ничего и не скрывает: У забора проститутка. / Девка белобрысая. / В доме 9 – ели утку / И капусту кислую. // Засыпала на постели / Пара новобрачная. / В 112-ой артели / Жизнь была невзрачная. На эти «низкие» и даже «низменные» сцены Кропивницкий смотрит чуть иронически, но с очевидной теплотой и сочувствием.

Несмотря на то, что сюжеты его картин предвосхитили сюжеты стихов поэтов-«лианозовцев» – тут и пейзажи окраин, и портреты жителей окраин, в частности, женские – живописная тональность этих работ отличаются своеобразной, не бросающейся в глаза мажорностью и в определенном смысле бесконфликтностью.

История «Лианозовской школы» начинается издалека, человеческие связи «лианозовцев» возникли задолго до того, как они стали поэтами и художниками. «Лианозовцы» (кроме Сатуновского) не интересовались социальными проблемами Неоднократно предпринимались попытки связать поэтов «Лианозовской школы» с той или иной традицией

На первой в Москве персональной выставке художников семьи Рабиных-Кропивницких представлено около 80 произведений живописи и графики (1960–1970-х годов и «французского периода» – после 1978 года). Концепция выставки не ограничивается историей художественного процесса

О живописи Оскара Рабина Эстетические взгляды и вкусы Рабина довольно обширны и разнообразны. Появление в 60-е годы серии таких работ как «Русский поп-арт» (все 1964 г.) свидетельствует об увлечении художника этим направлением.

НЕМУХИН, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (р. 1925), русский художник, мастер живописи, представитель русского «неофициального» искусства.

Экспозиция в Музее личных коллекций произведений Владимира Вейсберга — одного из самых глубоких художников-экспериментаторов поколения «шестидесятников» — состоялась благодаря дарам двух самых близких мастеру людей. Творческая эволюция Вейсберга представляется необыкновенно четкой и логически обусловленной, однако музейная коллекция не позволяет проследить все этапы его биографии. Одна из ранних работ — «Куст» (1948) наглядно демонстрирует увлечение молодым Вейсбергом живописной системой Поля Сезанна

КРАСНОПЕВЦЕВ, ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1925–1995), русский художник. Родился в Москве 8 июня 1925 в семье служащего. Окончил Художественный институт имени В.И.Сурикова (1955), где среди его наставников был М.А.Добров, мастер миниатюрного офорта.

СВЕШНИКОВ, БОРИС ПЕТРОВИЧ (1927–1998), русский художник, представитель «неофициального искусства», известный прежде всего своей «лагерной сюитой» (или «Гулаг-артом»).

СООСТЕР, ЮЛО ИЛЬМАР (1924–1970), художник, представитель «неофициального» искусства.

ШТЕЙНБЕРГ, ЭДУАРД АРКАДЬЕВИЧ (р. 1937), русский художник, мастер живописи, представитель российского «неофициального» искусства.

Олег Николаевич Целков (1934, Москва) — русский советский художник.

В кругу шестидесятников Зверев – легендарный художник абсолютного эстетического вкуса, абсолютной живописной одаренности.

ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934, Балахна, – 1998, Москва), живописец

Лианозовская школа
В 1940-е годы живопись Ротко быстро эволюционировала от мечтательных полуабстрактных композиций на сюжеты из греческих трагедий к абсолютно беспредметным формам. К началу 1950-х годов он упростил структуру своих картин до двух, иногда трех зон яркого чистого цвета. Ротко определяет свою сверхзадачу, как создание некоего образа, который заключал бы в себе универсальную формулу "драма человечества". Ему приходится преодолеть изобразительность. "Развитие художника должно быть направлено к ясности - к ликвидации всех преград, стоящих между художником и идеей, между идеей и зрителем" (ту же задачу решает и Полок). И начинается процесс "редукции" средств выражения, т.е. очищение живописного пространства картины от элементов реальности.