Союз советских архитекторов Набережные и мосты

Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в "супрематизме" - новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название - от лат. supremus, "высший"). Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 "белым супрематизмом", где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне.

Конструктивизм.

В художественной среде происходит обострение дискуссий, какой фланг художественного фронта должен считаться истинно пролетарским. Это вечная проблема об истинно пролетарском искусстве, и каким оно должно быть. Какое из направлений действительно выражает дух социалистической революции. И, соответственно вправе рассчитывать на гос. поддержку. Т.е это во многом борьба за гос. поддержку, а значит за средства выживания. Левые борются без пощады. Они говорят, что необходимо не допустить иллюзий торжества незримых(?) форм искусства. И рассуждают о близости футуризма природе соц. труда. Собственно об этом говорили еще футуристы в 15 году. Они были за искусство такого рода, и когда свершилась революция, они были уверенны, что именно искусство футуризма будет востребовано революцией. Т.о. начинает действовать механизм конкуренции между художественными силами с политической подоплекой. Это начинается уже в 20-е годы. И к сер 30-х, когда сформируются союзы художников, писателей, композиторов, этот механизм включится по полной программе. Дело в том, что власти, таким образом, очень хитро столкнут лбами самих же художников. Получится, что не власть напрямую давит того или иного мастера, а его давят его собственные же коллеги. Эта ситуация разовьется уже в 30-е годы и дальше машина начнет работать. Но намечается эта конкуренция уже в 20-е годы.

 Творчество молодых конструктивистов ориентировано на широкие массы. Тогда, как правые заигрывают именно с властями. А правые для нас – это АХРР. Правые сразу начинают делать вещи, которые понятны и нравятся власти, соответственно, доступны народу. Экспериментирующие молодые конструктивисты напрямую обращаются к народу, к публике, желая ее таким образом заинтересовать и увлечь.

 В Системе агитзаказов в 20-е годы доминирует прагматизм. Т.е ориентация на злободневность. Пропаганда политических и хозяйственных достижений страны. В частности, вспомните лозунги 20-х гг. Это, прежде всего, пропаганда успехов советской власти, борьба с внешними и внутренними врагами (вспомните окна РОСТА, политическую сатиру рубежа 10\20х гг.). Иначе воспринимают свои задачи художники-авангардисты. Тех, которых в 10-х годах называют футуристами, а в 20-е конструктивистами. Они провозглашают идею «индивидуаль анархизма творчества» (цитата). Их цель – будущее. Средства – строительство авангарда, революционного искусства. Художники называют себя революционерами духа. А Маяковский пишет о том, что для стройки новой культуры нужно новое место, как он выражается: «Нужна Октябрьская метла». При этом, работа художников понимается как «инженерная, нужная для оформления всей нашей жизни». Художник востребован как инженер, проектирующий новую жизнь. Однако, с точки зрения советских заказчиков, искусство революционное оказалось более звучно искусству агитационному, которое было понятнее. Поэтому, предпочтение отдается традиционному, реалистическому искусству. И конструктивисты, не смотря на весь их энтузиазм и напористость, активность, оказываются невостребованными. В 30-е годы их назовут формалистами. Собственно, здесь уже складывается конфликт между тоталитаризмом и свободой творчества.

Теория конструктивизма По словам Степановой, конструктивизм состоит из 3х действенных актов: Тектоника. 2. Конструкция. 3. Фактура. Эволюция авангарда т.о. прослеживается как: футуризм – конструктивизм – формализм 1918 год у Малевича – это период белого супрематизма Конструктивисты выдвигают идею общественной пользы и материализма в противовес беспредметничеству В ИНХУКЕе 25 художников голосуют за резолюцию, предложенную Осипом Бриком «Отказ от создания чистых форм. Создание производственных образцов утилитарных предметов». В 1921 году на заседании ИНХУКА принято решение осуществления производственного искусства на деле Родченко. Проектирует газетный киоск. Родченко вместе с Маяковским создают плакаты. Они строятся по тому же принципу. Маяковский 1924 год. Считается, что это лучший образ Маяковского.

Элль Лисицкий. Проект шахматного стола для рабочего клуба Варвара Степанова. Проект повседневного женского платья. Конструктивизм на театральной сцене просуществовал до 1930 года. А что касается его рождения, то это 1922 год. И связано это с именем Всеволода Мейерхольда. Уже в начале 1900-х годов формируется эстетика условного символического театра, связанная с экспериментами Мейерхольда. Эскизы костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» 1922 года.

Иконы комниновского периода
В 20-е годы участвовал в оформлении спектаклей В.В. Маяковского "Мистерия Буфф". В 1923-1927 гг. директор Ленинградского госинститута художественной культуры. Автор книг "Искусство, церковь, фабрика", "Супрематизм", "От кубизма к супрематизму". Разработал новое художественное направление в искусстве - "Супрематизм".