Василий Васильевич Кандинский Франц Марк

Теоретики абстракционизма выводят путь абстрактной живописи от Сезанна через кубизм. Именно такой путь - от изобразительности через "идеальную реальность" так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности - прошел один из основоположников "неопластицизма" нидерландский живописец Пит Мондриан (Питер Корнелис) (1872-1944),

АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами.

Истоки абстрактной живописи и время создания первой абстрактной картины не установлены. С уверенностью можно говорить только о том, что между 1910 и 1915 годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуративных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). Среди них: Р.Делоне, М.Ф.Ларионов, Ф.Пикабиа, Ф.Купка, П.Клее, Ф.Марк, А.Г.Явленский, У.Бочиони, Ф.Маринетти и др. Самые оригинальные и известные – В.В.Кандинский, П.Мондриан, К.С.Малевич. «Изобретателем» абстракции обычно называют Кандинского, имея в виду его акварели 1910–1912 и его теоретические работы, которые объективно свидетельствуют о самодостаточности искусства, указывают на его способность своими собственными средствами создавать некую новую реальность. И в практике, и в теории Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в это время подошел к черте, отделяющей фигуративность от абстракции. Невыясненный вопрос о том, кто первым пересек эту черту, не имеет принципиального значения, так как в первые годы XX в. новейшие течения европейского искусства вплотную приблизились к этой границе, причем все указывало на то, что она будет опрокинута.

Абстракция вопреки бытующим представлениям не является стилистической категорией. Эта специфическая форма изобразительного творчества распадается на несколько направлений. Геометрическая абстракция, лирическая абстракция, жестикуляционная абстракция, аналитическая абстракция и более частные течения, такие, как супрематизм, аранформель, нюажизм и т.д.

Стили абстрактного искусства складываются из тех же стилеобразующих элементов, что и стили фигуративного. Об это свидетельствует, в частности, тот факт, что монохромная живопись – холст, закрашенный одним тоном, – находится в таком же нейтральном отношении к стилю, как абсолютно натуралистическое фигуративное изображение. Абстрактная живопись – это особый вид изобразительной деятельности, функции которой сравнивают с функциями музыки в аудиопространстве.

Ускоряющаяся смена эстетических установок в искусстве берет начало в революционных преобразованиях в культуре, науке и технике XX в. В искусстве новые тенденции становятся заметны уже в первой половине XIX в. у Р.О.Бонингтона и особенно У.Тернера, чьи картины Солнце, восходящее в тумане… (1806), Музыкальный вечер (1829–1839) Дождь, пар, скорость, 1848 г. Хотя абстрагирование характерно еще для древних народов (клее изучал каменный век)

С 1905 по 1910 в западноевропейском искусстве происходит последовательная «деконструкция» классической изобразительной системы, радикальная смена эстетических установок. Певзнер Антуан (Pevsner, Antoine; Антон; 1886, Орел, – 1962, Париж) и Наум (Нехемия, псевдоним — ГАБО Наум; Gabo, Naum; 1890, Брянск, – 1977, Уотбери, штат Коннектикут, США), художники, братья, сыновья заводского служащего. Родоначальники конструктивизма в скульптуре Творческая близость Певзнера и Габо предопределила общность их личных связей, а также участие в выставках, особенно — группы голландских художников и архитекторов «Стиль» («Де Стейл») Цадкин Осип (Zadkine, Ossip; 1890, Витебск, – 1967, Нейи-сюр-Сен), французский скульптор, иллюстратор, поэт. В начале 1920-х гг. Цадкин нашел свою индивидуальную манеру, близкую к кубизму («Женщина с веером», 1923, камень, бронза, Музей Цадкина, Париж; «Музыкантши», 1924, бронза, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва; «Красивая служанка», 1926–27, камень, Музей Цадкина, Париж)

Александр Архипенко (Alexander Archipenko, 1887–1964) — легенда «русского зарубежья», скульптор, конструктивист-новатор, признанный художник, автор конструкций-коллажей и рельефных композиций, певец внутренней динамики предмета, внесший существенный вклад в историю искусства. Уехав в Париж (1908), поселился в колонии художников «La Ruche» («Улей»), где познакомился с А.Модильяни и А.Годье-Бжеско; испытал большое влияние скульптуры Древнего мира (Египет, Ассирия и др.), а позднее готики.

Общество русских скульпторов
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) (АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ) - один из крупнейших художников XX века, считается основателем беспредметного искусства (что неоднозначно), но первым теоретически обосновал принципы абстракционизма ("О духовном в искусстве", 1911), эта теория оказала значительное влияние на дальнейший ход развития искусства. В первой половине 1900-х годов, когда формируется манера Кандинского, он работает в двух направлениях