Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

 Эволюция авангарда т.о. прослеживается как: футуризм – конструктивизм – формализм. 

Хроника развития событий. Жизнь направления в искусстве 20-х гг.

1915 г – Родченко выдвигает идею механической абстракции, которая утверждается в качестве стилевой дефиниции. Это прямой путь к идее превосходства машины над человеком.

1919-22 г – Родченко и его сотоварищи будут называть себя производственниками. В то же время, это предвосхищение инженерной эстетики, расцвет которой наблюдается после 1918 года. Одновременно это противовес футуристической зауми и алогизму форм.

1915 г – вокруг Малевича образуется супрематический кружек «Супремус». Костяк этого кружка – Попова, Удальцова, Розанова и Клюн. Его цель – исследование. Теоретическое и практическое обоснование абстрактной живописи. Идея – возможность выхода живописи в другие области духовной жизни ч-ка, такие, как музыка, поэзия и философия. Малевич даже задумывал издавать журнал с соответствующим название «Супремус» в 1916 году. Однако ничего у него не получилось, и журнал ни разу не был издан.

1917 год – последняя выставка нового состава Бубнового Валета (далее БВ). На которой был показан супрематизм. В частности работы Малевича, Поповой, Розановой, Экстер, Ивана Клюна (наст. фамилия Клюнков). Для них был выделен отдельный зал.

1918 год – кружок «Супремус» распался.

1917 год – премьера пьесы О.Уайлда «Саломея». В супрематическом оформлении Александры Экстер и в постановке Александра Таирова (наст. фамилия Корнблит).

1919 год – состоялась выставка «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве. В выставке принимали участи: Малевич, Попова, Клюн, Веснин (вообще на самом деле их было три брата), Родченко и Степанова (они б. муж и жена). При этом, уже на той выставке, Малевич и Родченко выступают как антагонисты.

1919 год. В это же время возникает «линейный» стиль Родченко. А в 1921 году Родченко напишет статью «Линия». Его обуревают желания исключить из труда художника зависящую от воли случая «маленькую сенсацию», как он это формулирует. Поэтому Родченко предлагает обратиться к линейке и циркулю, который он противопоставляет неточности руки. «Черный квадрат» Малевича нарисован от руки, соответственно в нем нет ни одного по настоящему прямого угла. Это рукотворное произведение. В противовес Малевичу Родченко выдвигает идею «линейки и циркуля». Чтобы «исключить маленькую неточность, дрожание руки художника, рукотворность произведения».

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.