Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Конструктивисты выдвигают идею общественной пользы и материализма в противовес беспредметничеству. Важно учесть, что между Малевичем и конструктивистами также мало общего. Малевич – это идеологическая утопия, это концептуальное проектирование в отличие от того, к чему стремятся конструктивисты. А они стремятся к утилитарному применению своих идей. Литературные и художественные критики превращаются в социально-политических, так как конструктивизм во многом движение идеологизированное, политизированное.

 В кон 1918 года в Петрограде выходит первый номер еженедельной газеты «Искусство коммуны». Вышло всего 19 номеров. Эта газета становится трибуной авангарда. В подготовке газеты принимает участи Николай Пунин. Виктор Шлосский (?), Владимир Татлин, Казимир Малевич, т.е. т.н. коммунисты-футуристы. Именно так они себя и называют. В этом же журнале печатаются статьи конструктивистов Бориса Кушнера и Осипа Брика.

 В 1919 году состоялась сеть выставок под покровительством правительства. Цель – представить все возможные художественные направления. Одна из этих выставок была посвящена Ольге Розановой, умершей в 1918 году. А на XIX гос выставке почти всю экспозицию занимают работы Родченко. Т.е. представьте себе, какова динамика этого процесса.

 В 1920-м создается ВХУТЕМАС.

  В 1921 вводится НЭП. Деятельность авангардистов на некоторое время затормаживается. На поверхность выходит буржуа со своими интересами. Не случайно Владимир Лебедев иронизирует над ними в своей серии.

 В этом же году конструктивисты организуют выставку «5*5=25». В ней принимают участие: Родченко, Степанова, Попова, Экстер и Александр Веснин. Родченко утверждает три чистых цвета. На этой выставке будет повешено три его работы. Они представляют собой квадраты синего, красного, желтого цвета.

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.