Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

 В ИНХУКЕе 25 художников голосуют за резолюцию, предложенную Осипом Бриком «Отказ от создания чистых форм. Создание производственных образцов утилитарных предметов». Наум Габо и Натан Певзнер уезжают в иммиграцию и там продолжают идеи кинетизма. Наум Габо особенно становится популярным. А в России интерес к творчеству Наума Габо проявится в начале 60-х гг. В 1961 году возникнет явление кинетизм. В частности Вячеслав …щук и Франциско Инфанта на первых порах входят в это движение.

 В 1922-23 годах формируется Левый фронт искусства, т.е. «ЛЕФ».

 В 1922 году состоялась выставка группы конструктивистов. В ней принимали участие братья Стенберги и Медунецкий.

 В январе этого же года состоялась премьера постановки Мейерхольда «Смерть Тарелкина» в оформлении Варвары Степановой. В апреле этого же года постановка «Великолепный (или великодушный) рогоносец» с декорациями Поповой.

 В 1923 году в Берлине состоялась Первая выставка русского искусства, на которой были представлены работы Казимира Малевича и его учеников из УНОВИСА. Работы Элля Лисицкого, Александры Экстер, Ольги Розановой. И конструктивистов: Родченко, Стенбергов, Габо. Певзнера и т.д. В 1923 году эта же выставка прошла в Амстердаме.

 В 1922 году выходит журнал «Вещь». Он выходит на русском, немецком и французских языках. Это журнал русских конструктивистов, или производственников. как они сами себя называют. Журнал издается в Берлине Элем Лисицким и Ильей Эренбургом. В этом журнале содержится призыв к созданию нового коллективного международного стиля, способного преобразовать мир в некое конструктивистское целое. Стиль, способных объединить творческие усилия тех, кто «строит новые вещи - дом, поэму, картину». Т.о. журнал «Вещь» становится трибуной конструктивистов и выходит на трех европейских языках.

 В 1923 году проходят гастроли театра Таирова в Париже.

 В этом же году создается ГИНХУК. Научные отделы возглавляют: Казимир Малевич, Владимир Татлин, Павел Филонов, Матюшин. Ученым секретарем института становится Николай Пунин.

 В 1924 году выходит книга Гинзбурга «Стиль и эпоха». Своего рода манифест советского конструктивизма. В этой книге в основном речь идет об архитектуре.

 В 1926 году начинается ликвидация ГИНХУКА, в 1927 году он уже ликвидирован.

К 30-м годам конструктивизм становится запретным явлением. Однако конструктивизм 20-х годов приводит к т.н. функционализму 30-х. Функционализм – это течение в европейской и американской архитектуре. Он получает т.ж. название интернациональный стиль. И в рамках этого «стиля» работает Ле Корбюзье. Он говорит: «Дом должен стать машиной для жилья». Стул теперь называют «аппаратом для сидения», вазу «емкостью» и т.д.

С самого начала конструктивизм являлся утопическим проектированием и постепенно он вырождается в дизайнерскую деятельность. Собственно это его конец.

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.