Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Работы.

В 1921 году на заседании ИНХУКА принято решение осуществления производственного искусства на деле. Лозунг художников – «Довольно изображать, пора строить»

Автор Лисицкий

Проект яхт клуба Международного красного стадиона на Ленинских горах. 1925 год. Лисицкий увлечен подобного рода проектированием. Во многом это связано с влиянием на него Казимира Малевича. И в то же время это проекты, которые имеют в своей основе желание реально сбыться.

Проект небоскреба у Никитских Ворот. 1925 год.

Комната Проунов. На худ выставке в Берлине, 1923 год. Лисицкий разрабатывает проекты, которые он называет проуны. Он говорит, что «Проуны – это промежуточные станции на пути от беспредметной живописи к архитектуре будущего». Его интересует решение проблемы жилища. Он сам архитектор. Его интересует проблема структурирования жилища, его оборудования. Что касается его проунов, то во многом они навеяны идеями Малевича. Лисицкий некоторое время был ближайшим соратником Малевича, потом он становится ближайшим соратником Родченко.

Проект ленинской трибуны на площади. 1920-24 гг. Это сборная конструкция. Соответственно перевозная. Разбирается очень быстро и легко. Представляет собой мобильную передвижную трибуну. Для начала 20-х годов есть потребность в таких конструкциях.

Во ВХУТЕМАСе создаются производственные факультеты. И в 1923 году в Москве конструктивисты начинают заниматься производственной деятельностью.

 Главные принципы конструктивистов:

Целесообразность.

Технологичность.

Современность.

Родченко и Лисицкий работают параллельно. Родченко на металлообрабатывающем факультете, а Лисицкий на деревообделывающем. Оба ведут предметное проектирование.

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.