Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Родченко. Проектирует газетный киоск. Это его ранняя работа 1919 года. Опять же, если говорить о формах, то явно влияние супремптизма. Родченко в конечном итоге ополчается против Малевича и выдвигает против него собственную теорию, на раннем этапе своего творчества испытывает его непосредственное влияние.

Малевич, «Супрематизм» 1918 год. Малевич разрабатывает идею белого супрематизма. В противовес «белого на белом» Малевича Родченко выдвигает идею «черного на черном».

Родченко, «Черное на черном» 1918 год. Нужно как-то «уесть» Малевича, на самом деле учителя во многом, и Родченко выдвигает такую идею. На самом деле все очень контрастно, все очень прямолинейно и банально. Но, тем не менее, очень характерно для авангарда. Это бесконечная борьба и столкновения теорий, мнений и идеологий.

В 1919 году Родченко обращается к идее линейки и циркуля.

Беспредметная композиция №86. Наз-ся «Плотность и вес». 1919 год. Здесь доминирует черный цвет. Это все та же идея черного на черном. Идея окружности и линии будет теперь доминировать в творчестве Родченко.

В 1919 году он экспонирует свою серию «Черное на черном». А в 1921 напишет статью «Линия».

Композиция 1920 год. Он говорит о трех цветах, которые он заявляет как основные. Это синий, желтый и красный, они здесь присутствуют. Опять же идея прямой линии, окружности и движения. Собственно того самого кинетизма. О котором говорят Наум Габо и Натан Певзнер. Эти кинетические идеи лягут в основу кинетизма 60-х годов.

Подвесная конструкция 1920 года. Это в какой- то мере влияние Татлина, который в 20-е годы примыкает к конструктивистам. Это идея организации пространства. Не только пространства листа. Но коль скоро речь идет о движении, о ритме, о некой движущейся конструкции, то напрашивается сама идея воплотить ее в объемной форме. Эта конструкция состоит из вычерченных по циркулю окружностей.

Линейный рисунок. Илл. к его трактату «Линия» 1921 года. Тетрадный листочек бумаги и проведенная линия. И внизу автограф «Р» - Родченко. Что такое «Черный квадрат»Малевича – это событие, это потрясение в мире искусства. Что можно противопоставить черному квадрату? Родченко это мучит страшно. Ему тоже хочется отличиться. И он придумывает такую вещь. Линию он проводит рейсфедером, или узкой кистью по линейке. Для окружностей он использует циркуль.  В его работе отсутствует традиционная живописность, без мазков, без случайностей.

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.