Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Родченко вместе с Маяковским создают плакаты. Они строятся по тому же принципу.

Резинотрест 1923 год. Рекламный плакат. Слова придумывает Владимир Маяковский. Все здесь основано на четких прямых линиях, на окружностях, проведенных с помощью циркуля. Шрифт не от руки, как было у того же Лебедева, а четкий, как будто вычерченный по линейке. Слова «Защита в дождь и слякоть, без галош Европе сидеть и плакать».

Моссельпром 1925 год. Это такое здание, на котором вывешивалась реклама всего того, что производится в Моссельпроме. «Нигде кроме, как в Моссельпроме». Здесь же изображено это конструктивистское здание.

Эскиз здания Моссельпрома с рекламой Маяковского. Автор Степанова и Родченко. Дрожжи, папиросы, пиво-воды, печенье, конфеты, шоколад – т.е. все, что производится в Моссельпроме. Сам дом вошел в история конструктивизма как архитектурное сооружение. С другой стороны – это поле для рекламы, выполненной в конструктивистской манере.

Левый Фронт Искусства.

Издают свой журнал. Ответственным редактором журнала становится Владимир Маяковский. Для работы в этом журнале он привлекает Александра Родченко. В то время это был скорее журнал футуристов. С приходом в него Родченко, журнал преображается. Родченко приносит в этот журнал свои фотографии.

Портрет шарж на Осипа Брика. 1925 год. Осип Брик – один из идеологов конструктивизма.

С 1923 года Родченко сотрудничает с ЛЕФом, куда его приводит Маяковский. И ЛЕФ становится для Родченко тем путем, который приводит его к известности. Он там до 1928 года. Родченко публикует здесь свои фотографии, создается даже такая формулировка фото-ЛЕФ – это фотография, созданная фотографами и художниками Левого Фронта Искусства. Сравните с такими понятиями, как кино-глаз, или кино-правда (серия выпусков революционной хроники отснятых и смонтированных Дигой Вертовым). Вообще, что касается фотографии 20-хх годов, то понятие ракурс связано с определенный концепцией. Ракурс – это точка зрения сверху вниз, и снизу вверх. Все базируется на этих двух ракурсах. Что касается Родченко, то он переписывается с фотографами Франции, Германии. Посылает им свои фотографии. Получает их фотографии. На самом деле, Родченко не был за границей, и выезжает впервые только в середине 20-х годов, и то по протекции Маяковского. Он не был лично знаком с фотографами Франции, Германии, хотя во многом учился у них, на их фотографиях, которые они ему присылали. Он сам об этом пишет, он этого не срывает. Поэтому во многом то, что делает Родченко, это вторично тому, что было в Европе. Но, тем не менее, интересно.

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.