Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Элль Лисицкий.

Футболист 1922 г. Илл. к книге Оренбурга «Шесть повестей о легких концах». Мы знакомы с проунами Элля Лисицкого. Во многом в своей илл он ориентируется и на Родченко и на Малевича. Получается гремучая смесь. Здесь важно расположение по диагонали. Это дает динамику, которая востребована конструктивистами – идея кинетических ритмов. Здесь фотоколлаж сочетается с коллажем изобразительным.

Конструктор. «Автопортрет с циркулем» 1924г. Это илл к идее Родченко о линейке и циркуле. Лисицкий говорит о себе ни как о художнике, или архитекторе, которым он является, а как о конструкторе. Это идея конструирования. Что-то среднее между негативом и позитивом.

Владимир Татлин выдвигает свой лозунг: «Не к новому, не к старому, а к нужному». Под его руководством студенты ВХУТЕИНа делают всевозможные нужные предметы. Этим же занимаются в мастерской Родченко. Там проектируются различные комплексы оборудования.

Станция международного автобусного сообщения, газетные киоски, оборудование речного пароходства. Например. Речной пароход, который воспринимается как дом для отдыха.

По плану обучение во ВХУТЕМАСе возникают ситуации по принципу простое-сложное. Как, например однофункциональное – многофункциональное; статичное – динамичное и т.д. Цель – развить у студентов изобразительские, комбинаторские, изобретательские и композиционные способности. Самое главное здесь – это изобретательство и комбинаторство. Важно: инструментальное отношение к вещи, как к вещи работающей. Например, как она должна складываться и раскладываться – появляется складная кровать. Или изменять свою функцию – кресло-кровать.

Родченко. Рабочий клуб, отделка интерьера 1925 год. Этот проект был показан в Париже.

Библиотека рабочего клуба. Т.ж.был показан в Париже на выставке 1925 года. Здесь все должно быть функциональным, удобным. Стилистика минимализма, но на самом деле это стилистика конструктивизма, где нет ничего лишнего.

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.