Союз советских архитекторов Набережные и мосты

По возвращении из Витебска Малевич возглавил (с 1923) Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых "архитектонах"). Малевич мечтает об уходе в "чистый дизайн", все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910-1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты - уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).

Конструктивизм на театральной сцене просуществовал до 1930 года. А что касается его рождения, то это 1922 год. И связано это с именем Всеволода Мейерхольда. Уже в начале 1900-х годов формируется эстетика условного символического театра, связанная с экспериментами Мейерхольда. Мейерхольд впервые выводит на сцену конструктивизм. Т.о происходит раскрепощение театра и актера. Первая постановка – «Великодушный рогоносец» в оформлении Л.Поповой. Вообще, открытие театра 20-х годов – это создание единой сценической установки. Она до сих пор сохранилась на современной сцене в том или ином виде. Особенно в постперестроечное время театр невероятно увлечен постановками Мейерхольда. И первые спектакли в постперестроечное время связаны с этими установками. Например, спектакль «Интердевочка» в театре Эрмитаж. Театр Мейерхольда, конструктивистский театр был запрещен в советское время. Прототипы таких установок – установки на площадях при организации массовых празднеств. Вспомнить хотя бы того же Лисицкого – проект ленинской трибуны. Агитационные автомобили, которые являлись одновременно сценой.

 Что представляет собой установка Поповой? Это некая конструкция, которая будет меняться в течение спектакля несколько раз. На сцену выходят монтировщики (изображен слева). Монтировщик изображен в синем костюме – они так и должны были выходить в синих костюмах, передвигать установку, помогать ее трансформировать. Актеры пользуются этой установкой как станком (это терминология самой Поповой «рабочий станок для актера»). Здесь очень важна идея биомеханики, основу которой составляет естественность и целесообразность движений. Каждое движение продумано, отточено, обосновано. Если учесть, что установка – это станок, то актер в этой ситуации тоже машина.

 Установка располагалась на фоне кирпичной стены, на пустой сцене. Т.е. крайняя схематизация, минимализм. Установку можно вывезти за стены театра. Т.о. спектакль может быть сыгран на улице. И только действие актера оживляет пространственную среду. На протяжении спектакля несколько раз меняется ритм, темп спектакля, соответственно движения актеров. И очень важно, что время от времени на сцене появляются монтировщики в синей одежде, как это называется «прозодежда». Они тоже вносят определенное оживление, принимают участие в спектакле, играют свою роль, которая обоснованна.

Эскиз «Прозодежды» актера, разработанный Поповой. Это та одежда, в которой актер будет играть свою роль. Соответственно, эта одежда должна соответствовать рисунку, пластики роли. Это одежда, которая должна помогать актеру играть его роль. Она является составной частью роли актера. Это существенно иметь ввиду. Попова приступает к разработке прозодежды в 1921 году. Например, одежда, предназначенная для репетиции. Одежда трактуется как производственный объект материального оформления. Во всем подчеркнуто функционально-техническое начало. Главная идея – универсальная функциональная одежда.

Степанова в журнале ЛЕФ говорит: «Костюм сегодняшнего дня – это прозодежда. Поэтому главное в одежде – это удобство и целесообразность. При этом костюм уподобляется машине». Иногда эта одежда имела пружины, и помогала актеру поднимать руку, например. Т.е. если актер должен поднять руку, то пружина продумывается так, чтобы он это сделал максимально эффектно. Но на самом деле. Носить такую одежду актерам было крайне затруднительно, и в конечном итоге от этого отказались.

«Смерть Тарелкина». Это следующая постановка Мейерхольда по пьесе Сухова-Кобылина.  В оформлении принимает участие Варвара Степанова.

Афиша спектакля «Смерть Тарелкина». Варвара Степанова. Это народный балаган с комедиантами, высмеивающими старый быт.

Иконы комниновского периода
После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как "художник-комиссар", активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит "новую планету" искусства авангарда в статьях в газете "Анархия" (1918). Итоги своих поисков подводит в годы пребывания в Витебске (1919-1922), где создает "Объединение утвердителей нового искусства" (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде Мир как беспредметность) наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.