Раннехристианская скульптура Восточное возрождение

Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтиков, символизма, ин-туитивизма, фрейдизма, герметизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Главные представители: А. Бретон, М. Эрнст, А. Массон, С. Дали и др. Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона ("Манифест сюрреализма" 1924г.), - "чистый психиче-ский автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или лю-бым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений...

Архитектура африканских провинций Римской империи

На территории Северной Африки находилось несколько римских провинций, в которых римляне планомерно в течение нескольких столетий проводили политику колонизации и строили многочисленные города. Среди этих провинций Нумидия занимала особое положение. В отличие от завоеванного римлянами Пунического государства с его приморскими городами Утика, Карфаген, Утина и другими, а также Проконсульской провинцией и Джефаррой, Нумидия располагалась в глубинной части страны на плодородных землях с развитым сельским хозяйством. Здесь охотно селились колонисты - выходцы из Рима и других городов Италии.

Для охраны североафриканских провинций там находился III римский легион, При императоре Веспасиане он был расквартирован в городе Тевеста. Император Траян в начале II в. посетил Африку, дал Тевесте статус колонии, а часть легиона с верховным командованием перевел в специально построенный город Ламбезис. Для размещения ветеранов Траян основал город Тимгад (римский Тамугади). Все три города были связаны стратегической дорогой и служили защитой от нападения диких африканских племен с юга. Ламбезис и Тимгад были построены по типу военных лагерей с традиционной регулярной планировкой. В этих городах имелось все для общественной и культурной жизни населения. Жилые и общественные здания, колоннады, триумфальные арки были построены из прекрасного местного камня-известняка. На форумах и у храмов имелось множество скульптурных монументов. Улицы были тщательно замощены, а акведуки снабжали жилые дома и общественные центры чистой питьевой водой.

Ламбезис, основанный во II в., имел территорию 500 х 200 м, улица «кардо» северо-южного направления шириной около 20 м имела с обеих сторон затененные колоннады. Улица «декуманус максимус» шириной в 15 м также была украшена колоннадой. На пересечении улиц находился Тетрапил, размеры которого в плане были 30, 6 х 22, 3 м, а высота 15м. Это было монументальное сооружение, служившее не только для архитектурного обозначения главного перекрестка города, но и являвшееся своеобразными пропилеями, ведущими на главную площадь. На форум, окруженный колоннадой, выходили помещения для хранения оружия, а южную его часть, так называемый преторий, составляли святилище, архивы, канцелярия, помещение для хранения знамен и т. д. Город был окружен крепостной стеной с укрепленными воротами и башнями. Тимгад был основан императором Траяном в 100 г. для размещения в нем ветеранов. Первоначально город был рассчитан на 2 тыс. чел., не считая рабов и подсобных рабочих. Размер его территории в период основания достигал 350 х 330 м, однако по мере развития Тимгад (как и Ламбезис) вышел за городские границы и распространился в западном направлении, где были воздвигнуты капитолий, термы, рынки, в свою очередь окруженные жилыми домами. Главная улица «декуманус максимус» являлась продолжением дороги, соединявшей Тимгад с Ламбезисом и Тевестой. Она была шириной около 15 м и имела тротуары и колоннады на всем своем протяжении и была замощена правильными диагонально уложенными каменными плитами. В западном конце этой улицы сохранились триумфальные ворота, воздвигнутые в честь Траяна после его смерти. Поперечная улица «кардо» вела от северных городских ворот к центру города и форуму. Форум Тимгада представлял собой замкнутое пространство небольших размеров (50 х 43 м). На него выходили Базилика, где занимались торговыми сделками и судопроизводством, курия, храм Фортуны и другие здания общественного назначения. Площадь была замощена и украшена многочисленными статуями богов и императоров. Южнее форума в 167 г. был построен театр. В городе имелась прекрасная библиотека, а также многочисленные термы. За городскими границами города эпохи Траяна возникли рынки, термы и Большой Капитолий-храм, посвященный культу трех главных богов Юпитера, Юноны и Минервы. Эта постройка, расположенная в специальном святилище, за пределами города, представляла собой крупное сооружение на высоком подиуме, облицованное дорогими породами местного мрамора. Большая часть общественных построек Тимгада была построена на средства наиболее богатых жителей этого города.

На территории Северной Африки находилось несколько римских провинций, в которых римляне планомерно в течение нескольких столетий проводили политику колонизации и строили многочисленные города.

О культуре Северной Индии середины 2-го - середины 1-го тыс. до н. э. позволяют судить литературные источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника В первых веках н. э. на С.-З. Индии существовало Кушанское царство, с которым было связано искусство школы Матхуры, где появилось одно из первых антропоморфных изображений Будды. Принципы храмовой архитектуры Южной Индии были заложены в храмах Махабалипурама и Канчипурама Завоевание Северной Индии Чертами наступившего упадка (безвкусица, отсутствие новых творческих замыслов) отмечены могольские постройки 18 в. (гробница Сафдарджанга в Дели, 1745-53).

Историография изучения средневекового искусства. Сравнительная характеристика природы и функций античного и средневекового искусства От античности к Средним векам. Влияние богословской мысли на развитие искусства. Фрески баптистерия в Дура Европос. (ок. 230 г., Месопотамия, Ирак) - место и значение в развитии позднеантичного и раннехристианского искусства Памятники катакомбной живописи. Катакомбы Сан Себастиано: фрески «Малой виллы» Рельефы саркофагов: вторая принципиально важная ветвь христианского изобразительного искусства до 313 года, активно развивающаяся и после Миланского эдикта, особенно в III - IVстолетиях Памятники раннехристианской пластики Рима Саркофаг из раннехристианского некрополя Таррагоны, так называемый Саркофаг Педагога (III век). Пример переноса распространенной позднеантичной композиции, изображающей философа-педагога с учениками, на иконографию сцены Иисус проповедующий ученикам Базилики, относящиеся к первому, классическому для Рима типу: Сан-Пьетро фуори ле мура (Ватиканский собор св. Петра) - около 320/21-329, крупнейшая пятинефная базилика, воздвигнутая Константином Великим на месте могилы апостола Петра, ставшая прототипом для остальных

Китайские художники-пейзажисты
Дадаизм - одно из наиболее бунтарских, скандальных движений аван-гарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Курт Швиттерс из различных отходов - проволочек, верёвочек, билетов, консервных крышек - делал коллажи, в которых в отли-чие от кубистических композиций краска перестала служить живописным задачам. Она лишь накладывалась сверху на весь этот предметный рельеф. Среди творческих находок дадаистов, унаследованных другими направле-ниями авангарда можно указать на принцип стохастической организации своих произведений, метод "психического автоматизма" в творчестве, актив-ное использование при создании артефактов содержимого помоек и свалок мусора и отслуживших предметов обихода.