Раннехристианская скульптура Восточное возрождение

Многие фигуры Ван Донгена являются продолжением его "Флейтиста", не говоря уже о величественном "Портрете Рувейр"а (Portrait de Rouveyre), написанном Марке в 1904 году и "Портрете Марке", созданном в том же году Камуаном! Не будем пренебрегать и ролью Японии, которая кажется мне определяющей в отношении рисунков Марке, хроматизма Дерена и которая также проявляется в произведениях Матисса. Не он ли представил на Осеннем салоне 1905 года "Японку" (номер по каталогу 719) и "Молодую женщину в японском платье на берегу воды (714), а в 1916 году написал триптих "Три cестры".

Изобразительное искусство. Характерные черты христианского изобразительного искусства Рима по сравнению с периодом до 313 года:

·         активное обращение к произведениям позднеантичного языческого искусства с целью заимствования художественных форм, сюжетов и тем. Их значение для генезиса христианского искусства и иконографии. Поворот к художественной культуре античного Рима - одна из важнейших предпосылок быстрейшего распространения христианского искусства на огромной территории Империи, значительного укрепления его социального статуса, духовного авторитета и формирования его художественных качеств. В этом контексте – генезис стилистических черт, определивших во многом всю последующую эволюцию римской школы в Средневековье.

·         Экстраполяция важнейших черт культа императора на формирование культа Христа и его иконографических схем.

·         выход тематики изобразительного искусства далеко за грани похоронного культа и культа умерших. Значительное расширение круга тем и сюжетов из Ветхого и Нового Заветов.

·         акцент на дидактическую и просветительскую функции христианского искусства.

·         Рим и восточные части Империи (Сирия, Палестина, Иерусалим, позже - Константинополь) - проблемы взаимовлияний в сфере стиля, тематического разнообразия и иконографии.

·         два типа сюжетных композиций в декорации храма: символические и «исторические». Принципы размещения, иконографические и стилистические отличия: в конхе апсиды - символические изображения, как обобщенно-символическое выражение главного смысла, самой сути христианской религии. На стенах центрального нефа – «исторические» сцены, иллюстрирующие события Ветхого и Нового Заветов, передающие эпизоды библейской истории.

·         Основная тенденция эволюции: к преодолению античного влияния на уровне моделировки художественной формы и переработки принципов построения трехмерного пространства на плоскости. Нарастание условности, схематизации, формирование принципиально иного понимания роли композиции и колорита. Формирование устойчивых черт в стилистике и иконографии.

·         характерные особенности стиля столичного искусства по сравнению с провинцией. Истоки, предпосылки и значение консерватизма римской школы, сохранявшегося на протяжении всего Средневековья.

Раннехристианские мозаики Рима: Широкое повсеместное применение мозаики для декорирования раннехристианских культовых построек: она встречается практически всюду в ареале распространения христианства, как на Западе, так и на Востоке. Раннехристианское искусство Милана. Роль Милана как второго после Рима христианского центра на Западе. Арианство в Милане. Св. Амвросий – эпископ Милана и значение его деятельности в становлении христианской религии и культуры Запада. Миланская школа среди других школ позднеантичного искусства. Истоки и предпосылки формирования стиля миланских памятников Памятники Равенны эпохи последних императоров Памятники Равенны периода византийского экзархата Манускрипты с текстом Ветхого Завета: Кведлинбургская Итала (рубеж IV–Vвеков, Рим, на латинском языке). Близость к позднеантичной и раннехристианской имперской иконографии, к Ватиканскому Вергилию, Календарю 354 г., Амброзианской Илиаде, к мозаикам нефа Санта Мария Маджоре Культурно-историческая ситуация у варваров в период возникновения их королевств на территории Западной Европы

Предпосылки формирования вестготской культуры Памятники после арабского завоевания: Памятники Овиедо. Храмы Овиедо IX века и каролингские базилики - типологические различия и на их основе: две линии развития раннесредневековой базилики. Искусство лангобардов. Государство лангобардов - наименее чуткое к ценностям античной культуры. Отсутствие интереса к городской, духовной и культурной жизни. Отсутствие в последующих процессах формирования средневековых государств и их культуры лангобардского наследия.

Искусство меровингов. Галлия до прихода варваров. Обстоятельства, предопределившие специфические черты галльской церкви Архитектура и изобразительное искусство меровингов Англосаксонское и ирландское искусство Формирование основ англосаксонской (англо-ирландской) иллюминации Манускрипты (Четвероевангелия, латынь) этого периода - среди лучших произведений, созданных на Британских островах. Органичное соединение нортумбрийских, ирландских и, возможно, пиктских черт. Общее название – островные, включающее манускрипты и островные изделия из металла. Кентерберийский (саутумбрийский) стиль - влияние деятельности св. Августина на его формирование

Искусство Рима времен варварских королевств. Живопись «малого римского Возрождения» и Пасхалиевского «ренессанса»: Базилика Санта Праседе Эпоха каролингов и развитие культуры Архитектура каролингов Монументальная живопись каролингов Палатинская (Аахенская, дворцовая) школа. Памятники дворцовой школы как воплощение пристрастий Карла Великого и специфики всей каролингской культуры на раннем этапе.

Китайские художники-пейзажисты
Суть абстракционизма сводилась к тому, что отказ от изображения внешних, видимых форм предметов позволял художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через посредство которых духовный космос вступал в контакт с человеком. Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: 1. гармонизации аморфных цветовых сочетаний; 2. создания геометрических абстракций. Первое направление (главные представители - ранний Кандинский, Ф. Купка) довело до логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области "освобождения" цвета от форм видимой реальности