История искусства Энергетика Локальные компьютерные сети Начертательная геометрия и инженерная графика Курс физики Задачи примеры решения Математика лекции и примеры решения задач Электротехника расчет цепей Информатика
Методы математического моделирования экологических систем

Введение в экологию энергетики

Эти технологии пока что находятся в разработке, но результаты разработки и расчеты могут появиться в ближайшие 3-5 лет, а развертывание производства биотоплива, в отличие от АЭС или ГЭС, существенно короче по срокам.

«Основы экологической политики Минатома России» представлены на Веб-сайте Минатома , опубликованы в общедоступных изданиях, в том числе и в «Бюллетене по атомной энергии».

«Основы экологической политики Минатома России» - основной документ Министерства в области текущей и перспективной деятельности в сфере охраны окружающей среды, а также в смежных вопросах охраны здоровья персонала и населения. Цель его разработки и утверждения -определение краткосрочной и долгосрочной стратегии природоохранной деятельности предприятий Минатома России, разработка и реализация мероприятий, которые реально необходимы для решения накопленных экологических проблем, решения задач сегодняшнего дня, планомерного, поступательного и гармоничного развития отрасли в рамках стратегии устойчивого экономического и общественного развития России.

Экологическая политика Минатома России направлена на достижение признанного в международной практике уровня ядерной, радиационной и всех других компонент экологической безопасности, развитие новых экологически безопасных технологий в области использования атомной энергии.

Экологическая политика Минатома России базируется на фундаментальных научных знаниях в области экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования, ядерной, радиационной и общепромышленной безопасности, охраны здоровья и труда.

Правовой основой экологической политики Минатома России являются Конституция и законодательство Российской Федерации, признанные Российской Федерацией нормы международного права и положения международных договоров, «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Экологическая доктрина Российской Федерации» и другие основополагающие документы в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования, устойчивого развития и национальной безопасности Российской Федерации (рис.6).

Важнейшими элементами экологической политики Минатома России являются открытость и доступность информации, об экологическом состоянии предприятий отрасли, прямое и объективное рассмотрение экологических проблем и задач, стоящих перед министерством, конструктивное взаимодействие с общественностью. Водородная энергетика Общая энергетика

Задачи, определенные «Основами экологической политики Минатома России», позволят поэтапно решать накопленные и текущие проблемы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Рис.6. Правовая основа экологической политики Минатома России

Экологическая политика Минатома России формируется и реализуется на основе следующих принципов:

эффективное, устойчивое, научно обоснованное, социально и экономически сбалансированное развитие отрасли с обеспечением экологической безопасности и природоохранной деятельности в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов;

Необходимость развития отрасли, внедрения новых технологий в области использования атомной энергии определяется экономическими, политическими и экологическими потребностями общества и государства. Принцип главенствования выполнения требований обеспечения безопасности над производственными целями должен стать ведущим принципом для всех руководителей и специалистов отрасли, закрепленным «на генетическом уровне» и неукоснительно соблюдаться. Причем, и это очень важно отметить, обеспечение безопасности, и в первую очередь экологической безопасности, не должно стать самоцелью, тормозящей поступательное развитие и внедрение ядерных технологий, а должно быть основано на объективных научных позициях.

законность и разрешительный порядок в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, охраны здоровья персонала и населения, охраны окружающей среды и рационального природопользования, в рамках государственной системы гарантий безопасности;

предупреждение и готовность к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

системное и комплексное решение предприятиями и отраслью в целом проблем обеспечения экологической безопасности и ведения природоохранной деятельности, с учетом многофакторности аспектов безопасности на локальном, региональном и глобальном уровнях, на основе современных концепций анализа рисков и экологических ущербов;

Следует сказать, что радиационные риски далеко не единственный вид рисков, характерных для предприятий отрасли и в большинстве случаев не радиационное воздействие формирует экологическую ситуацию в регионах размещения предприятий отрасли (рис.7).

Во многих случаях, повышение эффективности вложения материально-технических ресурсов в улучшение экологической обстановки на региональном уровне может быть достигнуто не за счет мер по ужесточению ограничений радиационного воздействия, а на иных направлениях (ограничения влияния вредных химических веществ, улучшения общей санитарно-эпидемиологической ситуации, повышения уровня медицинского обслуживания, выполнения специальных социальных программ для отдельных категорий населения и др.). Методологическая база решения таких или аналогичных задач – системный анализ с использованием методов анализа и оценки риска.

Направление работ по совершенствованию нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды требует комментариев в связи со своей принципиальной важностью. Зачастую неадекватное регламентирование влияния загрязнителей на здоровье и состояние окружающей среды ведет только к нерациональному расходованию средств, ни коим образом не влияя на качество окружающей среды. Примеров можно привести много. И связаны они во многом с ориентацией на западноевропейские стандарты без учета экономических реалий сложившихся в нашем отечестве.

Естественно, что достижение высоких показателей безопасности не означает свертывания работ в области безопасности. Актуальной проблемой в современных условиях является поддержание достигнутого уровня безопасности и повышение эффективности использования ресурсов, направляемых на обеспечение безопасности.

Общая характеристика мирового рынка По данным МАГАТЭ на конец 2007 года в 32-х странах мира (в которых живет две трети населения планеты) действовали 439 ядерных энергетических реакторов общей установленной мощностью 372,202 ГВт(эл.) (нетто). Ядерная доля в электрической генерации в среднем по странам, использующим атомную энергию, составила 27%. В четырех странах (Франции, Литве, Словакии и Бельгии) она превысила 50%.
Взаимосвязь экосистемы со средой